Передвижка Костёла Вознесения Девы Марии в городе Мост, Чехословакия, 1975 г.

Церковь, которую удалось уберечь жителям при сносе целого города ради разработки залежей угля.

Нередко происходит так, что старые здания «мешают» развитию нового. Это постоянный спор между людьми, ценящими историю и модернизаторами. В середине 1970-х взгляды всего мира были прикованы к Чехословакии, где было решено снести целый город, передвинув в сторону только местный костёл.

Костёл Успения Девы Марии — готический храм в небольшом промышленном городке Мост, в Чехии. 🇨🇿 Это индустриальная северо-западная часть страны, которая до Великой Отечественной войны называлась Судетской областью, а сам городок назывался Брюкс. Сохранились свидетельства, что первый храм на этом месте был построен в 1258 году. В 1515 году он полностью сгорел. C 1517 по 1597 год, был построен новый каменный костёл в готическом стиле длиной 60 метров, шириной 31,5 метра и высотой 30 метров. Храм имеет три нефа, один из которых разделен восьмигранными колоннами. Внутренние помещения разделены на 16 часовен, два боковых вестибюля и ризницу.

В 1960-х годах прямо под городом было решено разработать запасы бурого угля, которые оценивались в 87 миллионов тонн. В августе 1963 года власти начали сносить город для строительства шахт и шахтных стволов согласно постановлению правительства Чехословацкой Социалистической республики (ЧССР). В этой аббревиатуре одному слову «Чехословацкая» соответствует две буквы — «ЧС». Для размещения 55 000 горожан, которые в результате этого могли стать бездомными, почти в километре от старого места, запланировали построить новый город с типовой советской панельной застройкой. А что тут такого? На снос всего города ушло почти двадцать лет. Сегодня снос города XI века бульдозерами, чтобы освободить место для угольной шахты, можно было бы рассматривать как преступление против человечества, но в глазах тогдашних властей Чехословакии – это просто прогресс, детка! К сожалению многовековые архитектурные памятники были полностью разрушены, а средневековый центр города с его историческими сокровищами уничтожен.

Костёл Успения Девы Марии, единственное из всех зданий в городе, которое было решено сохранить. Главный вопрос заключался в том, как спасти такое здание? В 1969 году Министерство культуры ЧССР создало специальную комиссию, чтобы разобраться в этом. Для воплощения грандиозного плана в жизнь, было предложено несколько вариантов передвижки, и приглашён в качестве консультанта, советский инженер Э.М. Гендель.

Был выбран маршрут движения по дуге. На предполагаемом маршруте движения снесли все дома и построили накаточные пути. Инженеры укрепили древнюю каменную кладку стен. Цоколь здания заключили в железобетонные обоймы. Внутри и снаружи церкви возвели стальной каркас. На заводе Шкода были созданы 53 тележки грузоподъемностью по 500 тонн, для передвижки здания весом 10 000 тонн. Вся эта подготовительная работа заняла 7 лет.

По стальным накаточным путям костёл начала движение в 11:50 утра 30 сентября 1975 года. Тележки управлялись компьютером с помощью гидравлики, которая могла компенсировать неровности местности с точностью до миллиметра. Для техников и инженеров, которые контролировали процесс передвижки, к костёлу был пристроен не просто балкончик, а целый светлый и просторный офис, ведь до нового двухъярусного железобетонного фундамента предстояло проехать 841,1 метра. Путь не близкий.

Костёл толкали 4 гигантских гидравлических домкрата с автоматическими упорами. Скорость движения составляла от 1,2 до 3,2 сантиметра в минуту. Маршрут удалось преодолеть за 27 дней. Костёл благополучно добрался до точки назначения в 8:52 утра 27 октября 1975 года. Но только через 12 лет, в 1988 году, храм был открыт как музей после реставрации. А в 1993 году костёл был передан католической церкви и вновь освящён. Поскольку переезд осуществлялся по полукруглой дуге, костёл теперь обращен алтарём на юг, а не на восток, что не соответствует христианской традиции. Несмотря на это, сегодня посетители храма восхищаются не только прекрасными готическими архитектурой и интерьерами сохранённого памятника, но и историей этого невероятного переезда.

Текст: Олег Евлашкин.