Передвижка двухэтажного дома Евгении Ивановны МакГилл на Каланчевке
«Ну-ка сильно! Ну-ка дружно! Пусть глазеют, – чай, не слом. Будем двигать этот дом!»: история особняка на Каланчевке
На Каланчевской улице под необычным номером 32/61 (часто с ненужной прибавкой «стр.1»), ближе к Пантелеевской, рядом с новенькими путями Калужско-Нижегородского диаметра стоит, затерянное в высокотехнологичном мегаполисе, двухэтажное старинное здание из красного кирпича. Выглядит оно плохо: стекла в зарешеченных окнах выбиты, стены разрисованы граффити поверх закрашенных старых, облицовка обшарпана, внутри все голо, вокруг мусор и паразитом налипла непонятная уродливая пристройка. Там, кажется, завелись охранники.
Перед вами, дамы и господа, особняк, который более ста лет назад был в центре внимания городской общественности. Звезда в прошлом, теперь он позабыт всеми, пустует несколько десятков лет.
История его популярности началась так. В конце XIX века увеличивается грузопоток между Москвой и другими городами, составам не хватает места, на улицах образуются громадные пробки гужевого транспорта, такая «доставка» приносит большие убытки. В связи с этим власти принимают решение расширить товарную станцию Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, в середине столетия соединившую Москву и Санкт-Петербург.
Только вот незадача: откуда-то взявшийся двухэтажный жилой дом (да-да, наш старый знакомый) прямо на том месте, где по плану должна пролегать новая колея. Разобрать не получится – уж больно крепкий. Вроде, выход один – снести, но инженеру министерства Путей сообщений О. М. Федоро́вичу приходит безумная, на первый взгляд, мысль: «Ломать – не строить, не лучше ли будет перенести? Американцы вон давно двигают. И по издержкам получается примерно одинаково». На минуточку, передвижка тогда была делом заморским, неслыханным (для многих читателей, наверное, и сейчас так). О том, что в 1812 году в Моршанске под руководством крепостного Дмитрия Петрова переместили деревянную церковь, не знали или забыли. Если бы у дома были колеса, то недоброжелатели обязательно вставляли бы в них палки, но, благо, обошлись без них, и неравнодушный работник НЖД смог реализовать задуманное.
Позвольте, как же отнесся к этому всему владелец горемычного здания, которое оказалось не в то время не в том месте? – спросите вы. Вдова зажиточного фабриканта шотландского происхождения Джейн МакГилл, или попросту Евгения Ивановна – а это была она – с легкой руки уже продала свое имущество железной дороге.
Кто будет финансировать рискованный проект? Россия – страна парадоксов, поэтому обращаются к уже получившей прибыль от продажи экс-хозяйке дома, а та, конечно же, … соглашается. Пожилая женщина, на счастье, занималась благотворительностью. На ее средства были построены, например, дом капеллана при англиканской церкви Святого Андрея и общежитие англо-американских гувернанток – сейчас более известное как отель «Марко Поло».
И вот спустя полтора месяца подготовки к «переезду» ранним августовским утром 1898 года (по другим источникам, год 1897) дом весом 1840 тонн уже стоит, полностью снаряженный в путешествие: стянутый рельсами, как корсетом, с пустыми глазницами вместо окон и дверей. Вокруг шевелится толпа рабочих, доносится конское ржание, священник благословляет в добрый путь, капли святой воды стекают по лицам царской России и по знакомой нам кирпичной стене. ОсипФедоро́вич присаживается «на дорожку» и, выждав время, командует: «С Богом, начинай!». Дом трогается… и едет. Все с облегчением выдыхают.
Как же сделали так, что сооружение поехало? С помощью подручных средств, обращения к американскому опыту и импровизации. Для простоты можно представить, что короб без дна поставили на решетку и скалки и стали тянуть за веревочки по железной дороге.
Сначала у здания отбили штукатурку, вытащили окна и двери, убрали перегородки, печи и пол. Чтобы крепко обхватить «талию» особняка, использовали рельсы, которые соединили между собой, дополнительно перетянули металлическими связями. «Срезали» фундамент вплоть до основания стен, под которые подложили рельсовую раму. Для этого пришлось продырявить конструкцию в нескольких местах. Под раму поместили катки (повидавшие жизнь вагонные оси), чтобы на них с помощью домкратов, лебедоки конной тяги в 60 лошадей «пустить» постройку по специально проложенной колее.
Рассказывали, что дочка инженера Федоро́вича тоже принимала активное участие в работе. Она громко предупреждала горожан: «Внимание-внимание! Дом в движении!».
Операцию усложнили два препятствия: ров на пути необходимость двигаться по кривой, чтобы обогнуть соседнее здание. Так как инженеры крайне серьезно подошли к организации передвижки, то со всеми трудностями героически справились. Ров со знанием дела засыпали, по дуге прошли. Оборвавшиеся цепи лебедок заменили на церковные канаты.
О том, что творится на Каланчевке, судачили все, СМИ навострили уши, и каждое издание спешило высказать свое мнение. Многие к передвижке относились скептически, а вот, к примеру, в газете «Русский листок» опубликовали ставшие фирменными одобрительные строки поэта-сатирика Р. Менделевича:
«Нельзя сказать, чтобы проворно,
Но все ж — единственный пример!
Дом продвигается упорно,
И торжествует инженер…(!)»
Лишь однажды торжеству инженера, казалось, пришел конец. Из-под катков вдруг раздался жуткий хруст. Но это был просто безвредный гвоздь. Уже через неделю дом достопочтенной МакГилл как ни в чем ни бывало располагался на 100 метров (вместо 43-ех, как планировалось) западнее от первоначального места и больше не мешал развитию ж.д. Эта «авантюра инженерной мысли» прославила работника НЖД вместе с«методом передвижки Федоро́вича», а для леди МакГилл, владелицы заводских предприятий в Москве, она стала отличной PR-кампанией. Может быть, на это предприимчивая шотландка и рассчитывала.
Эстафету бережного отношения к чужому труду приняли через 30 лет советские власти, даже создали Трест по передвижке и разборке зданий. После этого снова было затишье, и вот спустя 40 лет в 2020 году «дом на рельсах» снова стал трендом: передвинули водонапорную башню, что возле Савеловского вокзала.
А что же наш старый «пионер» передвижки, «торжество инженера», живчик, которого не разрушили ни реорганизация ж.д., ни две войны, ни революция? Вы помните: он, еще крепкий и непоколебимый духом, совсем запущен. Здание выставлено на продажу неким частным лицом. Из первого передвинутого дома в России предлагают сделать лофт или офис, а то и вовсе построить на участке в 9 соток жилой дом – рядом или на его месте?
Может статься, особняк избежит скорбной участи, и кто-то из меценатов, наподобие сердобольной Евгении Ивановны МакГилл, возьмет его под свою опеку и сделает из него, к примеру, музей инженеров-строителей. Вот уже руководитель ДКН г.Москвы перерезает ленточку; шумная ватага школьников затихает перед экскурсоводом; новое поколение местных жителей обсуждает возродившуюся достопримечательность и спешит купить билеты; туристы специально приезжают, чтобы своими глазами увидеть памятное сооружение и экспонаты: части отработанных путей и ездовых балок современной передвижки, архивные фото и вырезки из газет.
Судьба – загадка, но «шагающие дома» уже успели доказать, что невозможное возможно, так что верим в чудо.
А пока можно просто по-дружески навестить легендарный особняк, он находится в 15 минутах ходьбы от станций Проспект Мира и Комсомольская. Проезжая по новому МЦД-4 от Площади Трех Вокзалов до Рижской или наоборот, его можно увидеть в окошке вагона. Обязательно помашите этому путешественнику во времени и пространстве.
Текст: Александра Егорова