Первый в СССР передвинутый жилой дом.
При желании, в журнале «Техника молодёжи» №9, за 1937 год можно найти статью с большим количеством старых фотографий сделанных во время этой передвижки.
В 1935 году вступает в силу Генеральный план реконструкции города Москвы: непослушные кривые и узкие улочки начинают беспощадно выпрямлять и расширять. Карту расцарапывают красными линиями – границами, за пределы которых не должно выходить ни одно сооружение.
Одним из «нарушителей» становится большой жилой дом в форме буквы «Г» по улице Садовническая, 77 (С 1939 по 1993 год — улица Осипенко) районе Замоскворечья на Болотном острове. Он мешает строительству съездов к Большому Краснохолмскому мосту, который решили обновить – укрепить и сделать шире.
В 1937 году пятиэтажное здание (с небольшой частью в 6 этажей) длиной в 88 метров и весом в 8050 тонн решают передвинуть. Передвижка уже начала набирать популярность, но объект столь внушительных размеров становится прецедентным случаем.
Чтобы задуманное стало хоть сколько-нибудь возможным, руководитель Треста по передвижке и разборке зданий Эмманиул Матвеевич Гендель предлагает разрезать дом напополам в месте соединения двух блоков. «Проблемную» крупную часть, что выходит своим фасадом на Нижнюю Краснохолмскую улицу и портит всю картину, предполагается отодвинуть вглубь двора на 53 метра и повернуть на 19 градусов. Второе крыло поменьше, расположенное на Садовнической улице, решено «за компанию» переместить на 33 метра.
Дело осложняют некоторые обстоятельства. Несмотря на то, что здание было построено всего 8 лет назад, при обследовании в нем оказалось около 800 сквозных трещин. Причина такой неустойчивости – в неравномерной осадке из-за неоднородных грунтов под фундаментом. Раньше на этом месте протекала Москва-река. Подобное «происхождение» местности не могло не оставить следов в виде грунтовых напластований ила и водонасыщенного песка. Кроме того, вся окрестность оказывается в незаметных выгребных ямах, на которых проваливаются укладочные катки. Выясняется, что остров мусорный, а не болотный. Здесь же рабочие находят остатки от деревянных изб и монеты петровского времени. Все препятствия старательно подчищают и засыпают щебнем.
По самому строению можно еще кое-что добавить. Во-первых, кирпичи укладывали на слабом известковом растворе, а не на цементном, который значительно прочнее; во-вторых, ближе к крыше стены оказались очень тонкими – толщиной всего 1,5 кирпича.
Трест учитывает все эти нюансы и приходит к выводу, что передвижка обещает быть успешной, поэтому жильцов не выселяют, водопровод, газ и электричество оставляют в рабочем состоянии. Многие всё же перестраховываются и покидают свои квартиры.
Подготовка к передвижке занимает несколько месяцев, сроки оттягивают. К 20-му марта дом должен был стоять на новом месте, но к этому времени о передвижке говорить было еще рано. А с чего же все начиналось?
Дом распиливают на две части отбойными молотками поперек лестничной клетки. Чтобы не оставалось обнаженных внутренностей, на месте разреза во всю длину заранее разместили железобетонную стену толщиной в 10 см. В нее же забетонировали обрубки лестниц.
Рядом возводят новый фундамент из 620 деревянных свай, накрывают сверху бетонной подушкой толщиной в полметра, на нее помещают гидроизоляцию и кладут кирпичи немного шире, чем дом, чтобы тот «сел» на фундамент без помех.
Дом хищными удавами обвивают разные виды многочисленных обвязочных рандбалок, которые приваривают к ходовым балкам. Такая система связей образует надежную горизонтальную раму.
На этом этапе всплывает новая задачка: здание нужно двигать по кривой, а грунт слабый. Требуется крепкая, но вместе с тем упругая «подставка», которая сбережет здание от неравномерной осадки и деформации. В столь нелегком деле на себя берут ответственность старый и новый фундаменты, дополнительно их перекрывают деревянными клетками, чтобы дом немного пружинил во время движения.
Здание постепенно опускают на 1200 катков, одновременно с этим удаляя в стенах целики от старого фундамента. Под катками располагаются 37 путей, образующих мудреную сеть из шпал, брусьев и рельсов. Они радушно принимают тяжеловеса.
На время работ конструируют пульт управления передвижкой, устанавливают экстренную сигнализацию, радиомикрофон, телефон и даже специальный светофор.
В доме на шестом этаже также устраивают телефонный коммутатор для связи во время передвижки, которую наметили на 17 июня. Инженер строительного управления Моссовета деловито набирает номер Э.М. Генделя на диске телефонного аппарата:
– Когда вы начнете передвижку?
– Через две минуты – слышится в трубке голос руководителя Треста.
Но проходит две, пять, десять минут, и ничего не происходит. Мужчина сначала нервно ходит по комнате, то и дело поглядывая в окно, а потом снова звонит Эммануилу Матвеевичу:
– Почему же мы стоим?
– Мы не стоим, дом уже проехал на несколько сантиметров.
Движение оказывается совершенно неощутимым.
Дом подвигается с помощью 27 электродомкратов, мощностью по 20 тонн каждый – по тем временам передовое советское изобретение. Они все управляются при помощи одного рубильника, но в случае чрезвычайной ситуации есть отдельный доступ к каждому домкрату.
Тихий ход – так можно описать рабочую обстановку в первые два дня, но здание постепенно набирает скорость до 0,75 м/ч. Жильцы в это время попадают в дом по специально сооруженной галерее и без перебоев пользуются всеми благами ЖКХ. Дом превратился в поезд. Хотя его движение не чувствуется, но островные жители засыпают с мыслью о том, что они участвуют в захватывающем путешествии. В устоявшейся жизни людей происходит перемена длиной в 53 метра, но впечатления – на долгие годы вперед. Однако для кого-то и не такие долгие, как станет известно позже.
За осадкой внимательно следят, предварительно закрепив на стенах систему водяной нивелировки.
20 июня Э.М. Гендель в интервью «Вечерней Москве» с гордостью рассказывает, что за 4 дня правое крыло (побольше) подвинули на 23 метра, левое (поменьше) – на 15 метров. Остается преодолеть 30 и 8 метров соответственно. Все идет хорошо.
Управляющий домом товарищ Морозов, проживающий тут же в 22-ой квартире, сообщает: «По нескольку раз в день я осматриваю квартиры, и ни в одной из них не обнаружил трещин».
К концу июня «размноженный» дом уже примерно стоял на новом фундаменте в положенном ему месте. Жильцы, выезжавшие на время всего происходящего, возвращаются домой.
Многие конструкции усиления, поддерживающие стены здания, не разбирают. Два корпуса соединяют пристройкой-перемычкой. Это новый побитый рекорд в истории московской передвижки, достижение инженерной мысли.
Через 30 лет в самый разгар подготовки к Новому 1968-му году, 25 декабря в 21:30 происходит страшная трагедия — та самая пристройка внезапно взрывается. В результате погибают 147 человек, множество раненых увозят в московские больницы. Вставка и короткая часть дома были разрушены. Взрыв был настолько сильным, что трупы жильцов находят на Краснохолмском мосту в нескольких сотнях метров от Садовнической, 77 – их отбросило ударной волной. В условиях отсутствия информации, это происшествие обрастает разными слухами, в том числе мистическими. До сегодняшнего дня не сложилось единого мнения на причину несчастного случая.
Официальным объяснением стала утечка газа. От жильцов и раньше поступали жалобы по поводу газа. В любом случае к работам по передвижке эта трагедия отношения не имеет. На территории, где образовалась дыра между 1 и 2 строениями, разбивают сквер, куда высадили рябины по числу погибших.
Но сейчас этого парка уже нет. На его месте, между передвинутыми половинами дома, находится построенный в 2011 году восьмиэтажный бизнес-центр «Садовническая 79». А в укромном дворике, по адресу улица Садовническая, 77, строение 4, стоит необычное здание с выглядывающими из-за него православными крестами на позолоченных луковичных главках часовень, спрятанное от посторонних глаз за нагромождением скульптур, памятных досок и самых различных вещей – это мастерская-музей знаменитого путешественника Федора Конюхова. На воротах при входе сидит петушок, как из сказки Пушкина, – только черный, а не золотой. В наши дни, в 2024 году, уличный фасад строения 2 (побольше) закрыт строительной сеткой и пустует (до 2012 года в нём находился Институт повышения квалификации госслужащих), а в строении 1 (поменьше) живут 159 человек, и там даже продаётся квартира – четырехкомнатная, за 36 миллионов рублей. Заинтересовало? Надеемся, что это еще не конец истории этого дома на Садовнической, и продолжение следует. Ведь в своей молодости этот дом не был таким жёлтым угрюмцем, а выглядел настоящим красавцем. Обе половинки дома имеют статус ценной градоформирующей застройки. Будем следить за судьбой этих половинок, и ожидать только хороших новостей.
Текст: Александра Егорова, Олег Евлашкин.