Интересные публикации в СМИ
Освещение передвижки зданий и связанных с ней вопросов в прессе
Авторы:
Олег Евлашкин,
Игорь Левдик
Возрождение традиций
передвижки ценной застройки
Передвижка «Домика обходчика» на станции Кутузовская МЦД-4. Фото: О. Евлашкин, 2022 год
Многие ошибочно считают, что передвижка утратила свою актуальность, в первую очередь по экономическим причинам. Некоторые считают её крайне сложным и рискованным решением. На наш взгляд, передвижка зданий и спасение от сноса для исторически ценных московских зданий — по плечу инженерам нынешнего поколения. Прежде всего передвижка позволяет одновременно спасти ценное здания от сноса и реализовывать современные проекты по развитию городской среды. Как в поговорке: «И волки сыты, и овцы целы».
Если человеку, не связанному со строительством, передвижка здания весом в несколько тысяч тонн представляется дивом дивным, то для инженера-реставратора это сложная, но совершенно «прозрачная» технология, которая базируется на знаниях и расчётах. Инженерное решение любой пердвижки строится по одной схеме: на уровне фундамента дом «закольцовывают» в стальную раму — так называемые обвязочные балки, — затем дом «срезается» с фундамента, домкратами поднимается до нужного уровня и ставится на ездовые пути или рельсы. При помощи катков дом передвигается на нужное расстояние.
При этом на подготовку и непосредственно реализацию проекта уходит вплоть до года, из которых сама передвижка занимает обычно от одного до пяти дней.
Впервые в Москве, да и в нашей стране, передвижка здания была осуществлена ещё в царской России. «Пилотным проектом» в 1897 году стал дом 32/61 на Каланчёвской улице, принадлежавший англичанке и почётной гражданке Москвы Джейн Мак-Гилл (Евгения Ивановна Мак-Гиль). Её цементный завод и особняк решено было снести в связи со строительством Николаевской желез- ной дороги. Однако инженер Осип Маркович Федорович предложил Евгении Ивановне перевезти дом. Она так удивилась и заинтересовалась невиданным в те времена проектом, что не только согласилась на передвижку особняка весом 1840 тонн на 100 метров западнее, но ещё и сама оплатила все работы. Вот как писал о проекте Осип Маркович: «Здание связано в трёх местах поперёк стен железными связями; в окнах и дверях вставлены распорки. Для уменьшения тяжести здания штукатурка отбита, сняты все перегородки, двери и пол также вынуты. Внизу над фундаментом во всех стенах здания пробиты отверстия, в которые вставлены рельсы, связанные между собою соединениями и образующие неподвижную раму. Под раму подложены будут катки, и при помощи домкратов и воротов здание будет передвигаться далее по площади, сложенной из рельсов, на протяжении 20 сажен»1.
Дом был передвинут при помощи конной тяги в течение нескольких дней, а при начале работ дочь Федоровича, по городской легенде, предупреждала прохожих, выкрикивая: «Внимание-внимание, дом в движении!»
Естественно, что москвичи были впечатлены увиденным, и фельетонист «Русского листка» Менделевич написал такие строки:
Нельзя сказать, чтобы проворно,
Но всё ж — единственный пример!
Дом продвигается упорно,
И торжествует инженер!
После революции 1917 года эпоха бурных передвижек началась в 1935 году, когда был утверждён Генеральный план реконструкции Москвы, по которому под снос попадали все здания на месте будущих магистралей. Однако, к счастью для нас, некоторые дома решено было перенести, и в 1936 году создаётся «Трест по передвижке и разборке зданий», который возглавил Эммануил Матвеевич Гендель (1903–1994), отвечавший за укрепление фундаментов зданий при строительстве московского метро. В штат набирались рабочие и инженеры Метростроя. В период 1930–1970-х годов были передвинуты на разное расстояние почти семь десятков зданий только в Москве.
Первым передвижке подвергся в 1937 году Г-образный дом на улице Осипенко (сейчас улица Садовническая, 77, строение 1), который стал помехой при строительстве Краснохолмского моста. Гендель разрезал дом на две части и передвинул более длинную, развернув её на 19 градусов.
Дом Мак-Гилл, первое перемещённое каменное здание в России. Современный адрес дома — Каланчёвская улица, 32/61. Фото конца XIX века
Короткая же оставалась на месте. Во время передвижения жильцов оставили в квартирах и даже не нарушили работу всех коммуникаций (подключили дополнительные кабели и гибкие трубы). Здание поставили на катки и покатили по 37 рельсам. Части здания соединили пристрой- кой, и в таком виде дом простоял до 1967 года, когда одна из этих частей была разрушена взрывом бытового газа.
Для строительства Большого каменного моста переместили и дом 5/6 по улице Серафимовича, подняв его в высоту два метра. Именно об этом событии написала в своём стихотворе- нии «Дом переехал» Агния Барто:
Захотим — и в море синем,
В синем небе поплывём!
Захотим —
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!
При этом вместе с домом «в небе синем» плавали и жильцы.
Ещё один легендарный проект — передвижка в мае 1940 года здания Московской центральной глазной боль- ницы весом в 13 тысяч тонн, которое не просто передвинули с улицы Горького (сейчас Тверская) в Мамоновский переулок, но и «поставили» на подготовленный цокольный этаж, развернув фасадом. Московская легенда гласит, что во время передвижки врачи продолжали оперировать больных, а дом «уезжал» с центральной улицы на глазах изумлённых посетителей, пришедших навестить родственников.
Метод передвижки здания вместе с людьми без прерывания рабочего процесса был применён и при переносе бывшего дворца генерал-губернатора (нынешняя Мэрия Москвы). Это был очень сложный проект, потому что вместе со зданием необходимо было «прихватить» и подвал, в котором располагался архив, а сам особняк был сложной формы. Кроме того, первый этаж занимал бальный зал без несущих конструкций. Согласно инженерному решению, был вырыт котлован глубиной в четыре метра, в котором и проводились все необходимые операции — от среза с фундамента до непосредственно движения здания. Операция прошла успешно, не считая появившихся трещин в стенах, которые в дальнейшем, при реконструкции укрепили 24-мя стальными балками.
Передвижка здания редакции газеты «Труд». Фото: А. Сенцов, 1979 год
Многие москвичи помнят, как в 1979 году подвинули на 47 метров вбок на Тверской ещё одно здание — дом Сытина, в котором располагалась редакция газеты «Труд». Вот как об этом писал в своём репортаже Виктор Толстов «Дом отправился в путь».
«В пять утра, когда рассвет только намечался над городом, были закончены последние приготовления и дана команда включить компрессоры. Стрелки на приборах показали усилие 170 тонн. Мощные блестящие цилиндры четырёх домкратов упёрлись в стальные балки, на которых покоился готовый к передвижке дом, и он медленно покатился по рельсам вдоль главной улицы Москвы. Со скоростью секундной стрелки вращались толстые стальные катки, и почти незаметно глазу махина здания уплывала в сторону площади Маяковского»2.
В 1983 году во время реконструкции подвинули МХТ имени А.П. Чехова. Его буквально разрезали пополам, разделив по линии занавеса и сценической коробки, которую спроектировал ещё Франц Осипович Шехтель. Одну из частей «откатили» больше чем на 20 метров вглубь, а на освободившемся месте построили дополнительную часть, усовершенствовав конструкцию сцены и её технические службы.
Отрадно видеть, что в последние годы передвижка ценных зданий, формирующих исторический облик Москвы, начинает возрождаться. Правда, на законодательном уровне пока сохраняются некоторые сложности, т. к. объект культурного наследия по определению является недвижимостью. На другое место «перевозят» здания, которые мешают градостроительным планам. Очень важно, чтобы при передвижке здания не только была разработана правильная проектная документация и учтены все «подводные камни», но и выбран грамотный и адекватный застройщик.
Так, при работе с Главным домом усадьбы Римских-Корсаковых («Дом Чайковского», Остоженка, 4) к передвижке был привлечён подрядчик, не обладающий опытом и оборудованием для производства таких работ, вследствие чего усиление при подготовке здания выполнено неправильно, и его передвижка в настоящее время невозможна. При осуществлении проекта случилось несколько скандалов, про которые писали и федеральные СМИ.
Невозможно не признать, что дом действительно находился в аварийном состоянии — собственный исторический фундамент особняка был практически разрушен. Однако было найдено хорошее и технически обоснованное проектное решение: предполагалось построить уходящую в грунт на 21,5 метра подземную стену, которая была призвана не только обустроить подземное пространство, но и защитить дом в дальнейшем, а сам особняк в стальном каркасе сдвинуть на некоторое расстояние вглубь участка, провести все необходимые общестроительные работы на его месте, а после их завершения вернуть здание на его историческое место и отреставрировать.
Это здание называется Домом Чайковского, потому что Пётр Ильич бывал здесь в гостях у профессора и музыкального критика Николая Дмитривича Кашкина. Считается первым зда- нием в Москве, которое в советское время московские архитекторы смогли спасти от сноса. Сама усадьба известна с 1717 года, когда принадлежала стольнику Андрею Леонтьевичу Римскому- Корсакову. На плане 1740-х годов глав- ный дом обозначен как каменный, что даёт историкам право говорить о том, что его основа может датироваться и XVII веком.
В результате совещаний в Москомнаследии и дополнительных исследований кладки и почв было принято решение сохранить то, что уцелело после варварской разборки рабочими, заключить в стальную кассету, отделить от фундамента, передвинуть, а потом вернуть на место. По факту же, из-за некомпетентности подрядчика, как говорилось выше, в результате многочисленных ошибок и нарушений проектной документации, на сегодняшний день передвижка Дома Чайковского не представляется возможной.
Наиболее значимые объекты по передвижке зданий в отечественной истории. Все они были осуществлены в Москве.
1898 год — передвижка на конной тяге дома Евгении Ивановны Мак-Гиль на Каланчёвке, 2 этажа, вес здания — 1600 тонн, в связи с развитием Николаевской железной дороги Первая передвижка кирпичного здания в России
1935 год — пробная передвижка Метростроя под руководством
Э М Генделя Фидерная подстанция — небольшое двухэтажное зда- ние весом всего в 320 тонн передвинули на 25 метров, с Тверской улицы на 2-ю Брестскую
1937 год — передвижка дома на Садовнической улице (1929 год по- стройки, 8050 тонн) на 53 и 33 метра; срок передвижки составил
3 дня, применено 27 электродомкратов
1937 год — передвижка здания на улице Серафимовича на 74 метра, с подъёмом на 2 метра вверх (7500 тонн)
1939 год — передвижка зданий Савинского подворья (1907 год по- стройки) на 50 м (22500 тонн, 500 жильцов, срок работ составил
5 месяцев)
1939 год — передвижка здания Мэрии на Тверской улице (1782 год постройки, 1946 — надстройка по проекту Чечулина) на 13,6 метров за 41 минуту, скорость передвижки почти 20 м/час, вес — 20000 тонн 1940 год — передвижка здания Глазной больницы на Тверской улице, на 93,36 м, сначала с поворотом на 97 градусов, а потом в диагональ- ном направлении, в завершение была проведена надвижка здания на заранее возведённый 1-й этаж Вес здания — 13 000 тонн
1950 год — передвижка памятника А С Пушкину на Тверской улице на 100 м, длительность работ составила 6 часов, 70 тонн
1958 год — передвижка двух зданий на 100 м, при расширении Комсомольского проспекта — НИИ ВОДГЕО и НИИ ПРОМСТРОЙ- ПРОЕКТ Во время перемещения в зданиях работали все лаборато- рии
1979 год — передвижка типографии Сытина (здание 1911 года по- стройки) на 33 метра, длительность работ составила 3 дня
1983 год — передвижка части здания МХАТа в Камергерском пере- улке, когда сценическую коробку отодвинули от зрительного зала на 12 метров
Всего, в советское время под руководством Э М Генделя было осу- ществлено 70 проектов по передвижке, и все они были успешны 2020 год — передвижка башни и стен сборочного цеха на 130 метров на ул Складочная, вл 6, 1898–1899 года постройки Вес башни
1600 тонн, 32 гидродомкрата
2022 год — передвижка здания пункта центрального управления стрелками и сигналами Московской Окружной железной дороги на платформе Кутузовская МЦД-4 (1908 год постройки) , передвижка здания весом 400 тонн скольжением на салазках, на 8,5 метров
Монтаж салазок и путей скольжения Домика обходчика» на станции Кутузовская МЦД-4. Фото: О. Евлашкин, 2022 год
Подготовка к передвижке «Домика обходчика» на станции Кутузовская МЦД-4. Фото: О. Евлашкин, 2022 год
Но без сомнения замечательно, что в наши дни есть современные достойные примеры сохранения памятников архитектуры путём передвижения их на новое место.
Одним из них является передвижка в 2022 году домика обходчика при строительстве компанией ОСК 1520 платформы Кутузовская МЦД-4. Его перенесли на 8,5 метров. Стоит отметить, что не всем историческим железнодорожным станциям при строительстве МЦД так повезло. В 2017 году было снесено вокзальное здание на платформе «Рабочий посёлок», хотя на момент демонтажа Департамент культурного наследия Москвы рассматривал заявление на придание объекту статуса памятника.
Домик обходчика представляет собой двухэтажное типовое сооружение Окружной железной дороги в стиле модерн. Здание было сооружено в начале XX века по проекту архитектора Алек- сандра Померанцева и инженеров Лавра Проскурякова и Сергея Карейши.
Проект передвижки был необычным, поскольку «переезд» осуществлялся путём скольжения на салазках по путям, что, конечно, позволяет сэкномить при относительно небольшом весе здания. Таким методом в нашей стране раньше передвигали пролётные конструкции. Передвижка же здания подобным способом была произведена впервые и заняла три дня, так как здание на салазках стало разворачивать. Но на второй день конструкцию путей скольжения удалось удачно доработать, что позволило реализовать проект и успешно доехать до конечной точки.
Второй значимой современной передвижкой 2022-го года, прав- да с натяжкой, можно считать перенос краном части стены с изображением немецкого писателя Германа Гессе при сносе исторического здания (Саввинская набережная, 27). В процессе работ была перенесена стена с муралом авторства португальского стрит-арт художника Алешандре Фарту (Vhils). Портреты такого рода Фарту делает в течение пары дней, работая молотком и краскми. Сначала он вырубает сам рисунок, сбивая штукатурку до кирпича, а потом заливает контур кремовой или белой краской. Его произведения известны во всём мире (в Москве есть ещё один — это портрет Маяковского на одном из корпусов Хлебозавода), поэтому, когда встал вопрос о сносе общежития 1907 года постройки, стену с муралом было решено спасти. Её перенесли краном всего на 7 метров, и это именно перенос, до передвижки работы никак не дотягивают. На подготовку ушло 5 месяцев, а сам перенос конструкции весом 180 тонн был проведён за 10 часов.
И, конечно, знаковым проектом последних лет в области сохранения исторического наследия Москвы стал проект 2020 года. Тогда при строительстве жилого комплекса Шереметьевский была произведена передвижка исторических зданий завода «Борец» на Складочной улице с целью их сохранения.
«Домик обходчика» на станции Кутузовская МЦД-4 после завершения реставрации. Фото: О. Евлашкин, 2023 год
Проект передвижки был разработан Архитектурным бюро АПЕКС. В нём использованы как новые идеи и учтён опыт передвижки зданий прошлыми поколениями инженеров, так и выработаны новые идеи и технологии. Решения пришли не сразу — претворению проекта в жизнь предшествовали многочисленные обсуждения и расчёты.
Эта передвижка — событие чрезвычайно важное.
Во-первых, ещё лет десять назад эту башню просто снесли бы. В реестре объектов культурного наследия этого строения нет, а значит, застройщики могли это сделать. Назначением башни было обеспечивать предприятие водой. Башня на Складочной выделяется среди московских водонапорных башен — она крупнее. Приходится констатировать, что архитектура кирпичного стиля конца ХIХ века недооценена, а бывшие промзоны нередко разрушают, даже не дав краеведам возможности изучить их. И башне завода «Борец» повезло.
Во-вторых, благодаря описываемой передвижке, создаётся гуманный и значимый для московского градостроительства прецедент — становится очевидным на конкретном примере, что сохранять историческую застройку реально, невзирая на технические проблемы и дополнительные финансовые издержки.
Принципиальная схема подъёма башни на Складочной улице. Проектное бюро АПЕКС. 2020 год
Схема опирания при перестановке домкратов
и перемещения башни. Проектное бюро АПЕКС. 2020 год
Кроме того, история на Складочной улице важна тем, что показывает, насколько всё же может быть велика в современном градостроительстве, даже и коммерческом, роль архитектора и инженера-конструктора, если только они действительно профессионалы, которым не безразлично, что они делают и что об этом думают и говорят горожане. Совсем недавно были снесены две водонапорные башни, также на территории заводов на Яузе, которая освобождалась под строительство жилого комплекса. Вместо того чтобы передвинуть и сохранить для потомков, башни разрушили, сохранили лишь большой корпус Карякинской фабрики на набережной. Самое же печальное, что башни построили вновь — в виде муляжей на новых местах. Это показательный пример отношения некоторых застройщиков к историческим памятникам, которые не охраняет государство. Их убирают, а потом возводят новодел.
Участок на Складочной улице до недавнего времени тоже был территорией действующего компрессорного завода. «Борец» — предприятие почтенное, одно из крупнейших машиностроительных в Москве. Основанный в октябре 1897 года «Бутырский машинострои- тельный завод» принадлежал немецкому промышленнику, купцу 1-й гильдии и статскому советнику Густаву Листу. Он строился по проекту архитекторов Николая Струкова (цех и другие здания 1898–1899 годов постройки) и Николая Поликарпова (цех, склад, больница — около 1909 года).
Этот проект очень важен для градостроительства Москвы, потому что её невозможно представить без объектов промышленной архитектуры, которые активно строились на рубеже XIX–XX веков, они являются частью её исторического облика. В границах Камер-Коллежских валов такие исторически сложившиеся промзоны с красивой промышленной архитектурой (для которой характерны стены из красного кирпича и псевдоготические формы), занимают около трети территории исторического города. В предыдущие годы старинные промышленные зоны буквально стирались с лица земли, а на месте красивых зданий зачастую строились современные безликие жилые комплексы. В случае с заводом «Борец» архитектурное бюро не просто сохра- нило историческое наследие, но и дало ему новую жизнь, сделав частью нового общественного пространства.
Разрезаннный на элементы склад моделей на Складочной улице. Фото: О. Евлашкин, 2020 год
Ситуационный план с показом исторического положения объектов и проектного предложения по передвижке. Проектное бюро АПЕКС, 2020 год
Передвинуть было решено выходящую на улицу модельную мастерскую (строение 31), сборочный корпус (строение 2 с сохранившимися торцевыми фасадными стенами и с примыкающими участками продольных фасадов) и водонапорную башню (также строение 2). Они сдвинулись на южную сторону участка и были интегрированы в новый комплекс технопарка в качестве офисов, а также помещений культурной и музейной зоны, открытой для всех.
Начало работ предвосхищала, как мы уже отметили, кропотливая подготовка. Оборудование, на котором передвигали здания в Советском Союзе, было утрачено, да и система распределения такого типа морально устарела. Пришлось заново создавать систему для нормального распределения давления и объёма масла в гидравлических домкратах с принципиально новой системой сообщения домкратных групп. Такую установку смогли за месяц собрать на заказ, по чертежам специалистов ООО «Левада», на заводе в Италии. Далее последовали предварительные испытания распределителя в работе с 32 домкратами, которые показали эффективность новой системы. Система работала абсолютно синхронно и давала быстрые реакции распределителя на малейшие отклонения как в подъёме поступающего в домкраты масла, так и в его давлении.
В соответствии с проектным решением, стены одноэтажной модельной мастерской, освобождённые от кровли и деревянных ферм, были отделены от фундаментов и разрезаны на элементы весом до 150 тонн. Каждый элемент перемещался автомобильным краном. Все части должны были быть собраны позже на новом фундаменте здания. Без передвижки участь модельной мастерской могла быть только одна — снос, поскольку она стояла вплотную к проезжей части Складочной улицы, остро нуждающейся в расширении.
К моменту передвижки от огромного сборочного цеха завода сохранились две торцевые стены длиной 34,5 метра и высотой 15 метров. Из-за большой длины стен, которая означала значительные нагрузки на излом, их пришлось не только отрезать от фундамента и поднимать, но и дополни разрезать на три части и двигать эти части по отдельности на катках по направляющим из двутавровой балки. Предварительно производилось усиление — стены брались в пространственную обойму из стальной профильной трубы и уголка, обеспечивающими необходимую дополнительную жёсткость.
Передвигаемая башня и накаточные пути на Складочной улице. Фото: О. Евлашкин, 2020 год
Начало движения башни на Складочной улице. Фото: О. Евлашкин, 2020 год
Самым зрелищным этапом работ была передвижка водонапорной башни высотой 25 метров.
Огромная башня, весом 1600 тонн, с заложенными окнами и дверьми была также отделена от фундамента и укреплена стальными поясами и тяжами. Башню, поставленную на металлическую платформу-раму, пришлось поднимать из котлована, на высоту 2,7 м, до уровня путей. В процессе этой подготовки под башню подвели монолитную железобетонную плиту и пути из стального двутавра, чтобы обеспечить упор для домкратов и возможность передвижки.
Когда освободили фундамент башни от фундамента послевоенной пристройки, то выяснилось, что со стороны этой пристройки кирпичный фундамент сгнил и превратился в труху. Это добавило хлопот, но в кратчайшие сроки фундамент башни в этом месте удалось усилить.
Пространство стройки было расчерчено огромными металлическими балками-«рельсами» — по ним проехали здания. Сначала сдвигалась на промежуточную точку башня, потом переезжали фасады сборочного корпуса, потом башня, повернув под прямым углом, поехала дальше на другой край стройплощадки, потом в движение пришла модельная мастерская. Башня должна была двигаться равномерно, без отклонений и очень медленно. Инжене- рам пришлось действовать с ювелирной точностью.
Малейший перекос — и старинная кирпичная кладка могла просто рассыпаться. Движение башни было почти незаметно для глаза, она двигалась бувально по миллиметру, и только по ускоренной видеозаписи процесса можно увидеть плоды инженерных трудов.
В какото момент на площадке появилась проблема: башня начала «крутиться»: ночью в одну сторону, днём в другую. Как выяснилось, дело было в перепадах температуры и влажности. Когда с проблемой справились, башня по направляющим рельсам плавно, сантиметр за сантиметром, отправилась из пункта А в пункт Б. В отличие от двух других корпусов «Борца», водонапорную башню двигали целиком. Проект перемещения модельной мастерской и торцевых фасадов сборочного корпуса предусматривал их «технологическую резку» на части (фасады сборочного корпуса были разделены на три отдельных элемента) и обязательное усиление металлическими фермами, затяжка- ми, обвязочными поясами. Ещё одной сложной технической проблемой стал поворот башни на поворотной площадке, поскольку, за счёт небольших габаритных размеров в плане, не получалось развернуть её классическим способом, включив только один крайний домкрат. Но и из этой ситуации инженеры смогли выйти блестяще.
За счёт решения множества совершенно различных задач, при данной передвижке (разная геометрия построек и их элементов, различные повороты строений и подъём их на разные высоты), проектировщиками и исполнителями был накоплен уникальный опыт, который в дальнейшем может быть применён при передвижке любых зданий и строений. Опробована и отлажена работа современного комплекса гидравлического оборудования.
Работы, произведённые на Складочной улице, дадут вторую жизнь историческим зданиям. Хочется надеяться, что подобная практика в градостроительной деятельности обязательно продолжится, и застройщики будут отдавать предпочтение не сносу, а сохранению исторической застройки, что также положительно скажется как на их имидже, так и на привлекательности жилых комплексов для покупателей.
К большому сожалению, снос зданий, имеющих несомненное культурно- исторические значение, практиковался не только в прошлые столетия, но и случается в наши дни.
Некоторые исторические строения были потеряны из-за недопонимания важности значения архитектурных памятников (даже если они не облада- ют статусом ОКН) и условной жадности владельцев участков. Список снесённых таким образом ценных зданий в Москве в последние несколько десятков лет ужасает. Возрождение традиций и технологий передвижки даёт возможность сохранять памятники, когда и если они занимают лакомый для инвесторов и девелоперов кусок земли. Лучше их, конечно, вообще оставить в покое, но пример передвижки корпусов бутырского завода «Борец» показывает, как достойно можно интегрировать историческую архитектуру в современный жилой комплекс. В случае невозможности сохранить здание на его историческом месте, передвижка (как и прежде) — лучшее из решений.
Передвижка Саввинского подворья. 4 марта 1939 года, в 2 часа 3 минуты ночи 20-тонная лебёдка очень медленно и плавно сняла Саввинское подворье
с фундамента и покатила его по рельсам на новое место. Все инженерные коммуникации при этом продолжали работать:
их заранее присоединили
к зданию при помощи гибких соединений и конструкций. Хотя скорость движения была небольшой, за ночь дом успели полностью передвинуть на новое место: говорят,
многие жильцы узнали
о случившемся лишь утром. Фото: Э.Н. Евзерихин