Передвижка здания Чжэнгуанхэ, Шанхай, Китай, 2014 г.
В современном Китае двигают всё, что видят — даже завод по производству газировки.
- Причины и необходимость передвижки
- Технические решения и инженерные подходы
- Ход передвижки и достигнутые результаты
Шанхай, с населением 27 миллионов человек, является самым густонаселенным мегаполисом в мире. Это самый богатый город Китая с крупнейшим в мире портом. 🇨🇳 Одной из первых китайских передвижек стало перемещение в Шанхае исторической сигнальной башни Бунда в 1993 году. И несмотря на тогда ещё сырые технологии, 450-ти тонную башню удалось передвинуть на 24,5 метра без каких-либо деформаций и аварий. Правда перемещали её крайне медленно — всего на несколько сантиметров в день. Эта передвижка стала первой в Шанхае. А в настоящее время в мегаполисе уже передвинуто 12 зданий. Передвижка зданий в Китае началась только с ростом экономики и многочисленными инфраструктурными проектами на рубеже XX и XXI века. До этого, на протяжении веков перевозить здания в Китае было не принято. Это считалось чем-то невозможным и противоестественным. Но на сегодняшний день Китай определённо выбился в мировые лидеры по перемещению зданий. И в этой статье мы расскажем о самой тяжёлой шанхайской передвижке.
Это шестиэтажное здание из железобетонного каркаса с кирпичным заполнением, передвинутое в Шанхае в 2014 году. Вес здания в классическом индустриальном стиле высотой 22 метра – 12 000 тонн. Оно было построено британскими бизнесменами в 1935 году. Архитектурный стиль – модернизм. В здании располагался склад фабрики Чжэнгуанхэ, производившей газировку.
Чжэнгуанхэ — название китайской газировки. Это апельсиновый сквош, выпускаемый в Китае с 1892 года (по сути, апельсиновый сок, разбавленный газированной водой) — шанхайский напиток, который когда-то покорил всю страну. В 1930-х годах он занимал почти 90 процентов рынка среди китайской молодежи. В то время в Китае этот напиток называли «Королем газировок». В начале 90-х годов, с открытием китайского рынка, производство стало убыточным, так как он был вытеснен напитками компании Кока-Кола. Выпуск напитка тогда временно прекратили, и возобновили только в 2020 году. Спрос возродился, так как напиток вызывает ностальгию у пожилых китайцев – у напитка старый вкус, этикетка и форма бутылок.
В 1999 году здание склада фабрики было признано объектом культурного наследия. А в 2010 году участок земли, в центре которого находилось здание Чжэнгуанхэ, подвергся застройке. После более чем двух лет исследований и обсуждений было наконец решено переместить старое здание в угол участка на перекресток Цзинин-роуд для последующего сохранения и реставрации.
Передвижка осуществлялась с использованием технологии скиддинга — скольжением по стальным полосам, вживлённым в железобетонную плиту. Для этого под стенами здания смонтировали раму из массивных железобетонных балок, под которыми разместили 324 грузовых гидравлических домкрата для подъема дома, которые также перемещались в процессе передвижки. Затем здание было сдвинуто с помощью двенадцати двухсоттонных гидравлических домкратов-толкачей на 5,4 метров на запад. После, 16 таких же гидравлических домкратов, закреплённых с южной стороны здания, сдвинули его ещё на 33,3 метра к северу. И, наконец, под занавес, здание было повернуто на один градус против часовой стрелки. Передвижка началась утром 1 ноября 2014 года и за первый день пробег составил всего около одного метра. Процесс перемещения был очень медленным и плавным, движение здания было незаметно невооруженным взглядом. Смонтированная на балке линейка показывала, что перемещение шло в среднем на 2-3 сантиметра в минуту. Во время движения люди внутри здания не почувствовали ни каких-либо толчков, ни вибраций. До передвижки, здание, помимо шести своих этажей имело подвал, с которым пришлось попрощаться. В итоге общее расстояние, которое удалось преодолеть, составило — 38,65 м. Весь проект был успешно завершен 19 ноября 2014 года. Теперь объект китайского культурного наследия занимают офисные помещения. А на его старом месте возвели новое 17-этажное здание.
Текст: Олег Евлашкин.