Передвижка у входа на станцию метро “Пушкинская”.

Перемещение конторского дома Сытина (здания газеты «Труд») напомнило москвичам о довоенных передвижках на улице Горького.

- Первая крупная работа ПСУ по передвижке зданий и её итоги.
- Что говорил Эммануил Матвеевич Гендель о своих последователях?
- Обширные планы по передвижке московских зданий, которым не суждено было сбыться.

Удивительная история дома и его обитателей длиною в сотни лет началась в ХIХ веке. Каменный двухэтажный особняк с антресолями был построен в 1802 году и принадлежал генерал-майору Петру Телегину. В дальнейшем здание меняло своих хозяев и перестраивалось, пока в 1902 году не было продано известному издателю Ивану Дмитриевичу Сытину.

Сытин с воодушевлением принялся за реконструкцию купленного дома на Тверской. В 1905-1906 годах дом был перестроен в стиле модерн по проекту зодчего Адольфа Эрихсона. Конструкции перекрытий разработал инженер Владимир Шохин. Изогнутые линии фасада декорировали по эскизам художника и иллюстратора Ивана Билибина. Дом теперь украшали массивный мезонин, разнообразные балконы, сложные плетения окон, чугунные решетки со свойственным модерну природным мотивом, мозаичный орнамент с золотом и алые маки, а также свисающие угловые карнизы (их устойчивость обеспечивали специальные опоры).

На первом этаже располагался магазин, на втором – в основном квартиры. Редакция газеты Сытина «Русское слово» и типография находились на 2-3 этажах. Сытин жил на верхних. В гостях у него бывали Максим Горький, Александр Куприн, Владимир Немирович-Данченко и много других деятелей культуры.

После установления советской власти все предприятия Сытина были национализированы. Сытину предложили должность, определили пенсию и квартиру. Говорили, что он лично встречался с Владимиром Лениным по поводу национализации своих предприятий.

В 1918 году в здание переехала редакция газеты «Известия», а через 22 года там разместится и «Труд». Во дворе находился еще один корпус, принадлежащий владению Сытина. С 1918 по 1934 год его занимала редакция газеты «Правда», членом редколлегии и секретарем которой была сестра Владимира Ленина – Мария Ульянова. На доме установлена мемориальная доска в ее честь. В 1973 году на доме по улице Тверская, 18 появилась еще одна мемориальная доска в память «об известном книгоиздателе и просветителе Иване Дмитриевиче Сытине».

После войны передвижки зданий в нашей стране стали явлением редким. Причин тому было немало, и вынужденная бережливость в послевоенной экономике Советского Союза – не главная из них. Передвижки выполнялись различными строительными организациями от случая к случаю и не способствовали накоплению опыта, пока не нашелся энтузиаст, взявшийся организовать передвижку зданий, – им стал заместитель начальника Главмосстроя, д.т.н., профессор Андрей Константинович Шрейбер. На базе треста Мосфундаментспецстрой его чаяниями было организовано Проектно-строительное управление по передвижке зданий. Чтобы передать опыт молодым специалистам, к работе управления был привлечен бывший сотрудник Треста по передвижке и разборке зданий – Андрей Степанович Лесневский. Первым объектом вновь созданного управления по передвижке зданий стало как раз здание издательства газеты «Труд».

В 1978 году строили новый корпус очень популярной и важной в то время газеты «Известия» аккурат позади бывшего владения Сытина. В итоге «Труд» заслонил «Известия». В те годы было принято безжалостно ломать здания, мешающие реализации градостроительных планов. Пятиэтажному зданию издательства Сытина изначально решением властей также была уготована эта участь. Дело в том, что в плане оно выглядело, как буква «П», и имело сзади флигели с лестничными клетками. Эти продолжения здания мешали строительству нового корпуса «Известий». Сносу здания воспрепятствовала Центральная комиссия по вопросам сохранения зданий – она позволила строителям сломать только флигели. Центральную же часть здания высотой 28 метров предстояло передвинуть вдоль улицы Горького от Пушкинской площади до Настасьинского переулка и встроить в новый комплекс зданий.

Проект Лесневского по передвижке конторского дома Сытина не всеми был встречен с энтузиазмом. Смелые конструкторские решения вызывали опасения. Тем не менее Андрей Степанович сумел доказать правильность своих инженерных расчетов, опираясь на довоенные наработки инженера Эммануила Генделя. Сам же Гендель об этой передвижке отзывался критически. По его мнению, можно было все сделать гораздо проще!

Ранним утром 11 апреля 1979 года перед домом на Тверской улице, 18 собралась тьма народа поглазеть на уникальную и эффектную операцию – передвижку дома. Дворовая часть здания со старыми лестничными пролетами перед передвижкой была отсечена; корпус, в котором располагалась редакция газеты «Правда», – разрушен. Дом отделили от старого фундамента, для облегчения передвижки сбили штукатурку.

Из интервью 11 апреля 1979 года корреспондента «Вечерней Москвы» с заместителем начальника «Главмосстроя» Андреем Константиновичем Шрейбером: «Сложностей [с передвижкой] возникло даже больше, чем мы ожидали» – говорил инженер. Он объяснил, что сложность состояла в разнородности сооружения. Оказывается, даже известные архитекторы принимают решения, которые оказываются неудачными с практической точки зрения. Из-за двухэтажной пристройки Адольфа Эрихсона здание перестало быть прочным.

 Андрей Константинович описал, какие меры в связи с этим пришлось принять: «Внутри дома смонтированы металлические конструкции для перераспределения нагрузок со стен и перекрытий на хордовые балки и пути, по которым будут двигать дом. Наружные стены связаны тяжами…»

Вес дома чуть более 10 тысяч тонн. Его поставили на 8 накаточных путей (каждый по 4 рельса), положенных на бетонное основание и шпалы. Здание толкали 4 огромных стосемидесятитонных гидравлических домкрата. Интересно, что домкраты были развернуты своими штоками в сторону упоров и, отталкиваясь от них, приводили здание в движение. Когда длины штока переставало хватать, домкраты складывали, затем между ними и упорами укладывали цилиндрические удлинители, прозванные рабочими «мальчики». Катками, как и прежде, служили вагонные оси, расточенные до 144 мм и разрезанные пополам. На торцах катков наносили риски, чтобы вращение катков во время передвижки было хорошо видно. Вес одной такой полуоси достигал 150 кг. Переносили их вручную по двое человек, используя специальные захваты. Для этой передвижки потребовалось 400 таких катков.

Рабочие были одеты в брезентовые спецовки. У ключевых работников на спине был нашит алый квадрат с надписью «Пост №…». Маслостанциями придававшими ход огромным гидроцилиндрам, управлял оператор гидроустановки В. Бабичев. На его спине красовалась гордая надпись «Пост №1».

Постоянный контроль вела специальная геодезическая служба. Весь путь составил 33 с небольшим метра. Здание ехало по рельсам со скоростью один метр за полтора часа. Но целиком передвижка вместе с остановками, требующимися для подкладывания «мальчиков», заняла три дня. Началась она ранним утром 11 апреля 1979 года, и уже к 19:00 13 апреля здание встало на новый фундамент, где стоит и по сей день. После передвижки часть дома изрядно пострадала. Были проведены большие работы по его восстановлению.

Специалисты Проектно-строительного управления в то время готовились к новым работам. Планов было громадьё! Тогда казалось, что у передвижки зданий открылось второе дыхание. Был готов проект передвижки музея Щусева на Воздвиженке и было намечено к перемещению на новые места более сорока московских зданий. Среди них, например, пожарная каланча в Сокольниках, ресторан «Прага», дом А. М. Нестерова на Лефортовской площади. Эти замечательные памятники архитектуры сохранились до наших дней на своих привычных местах – и слава богу! Тот случай, когда радует, что здания все-таки не передвинули…

Возвратимся же к нашему прекрасному образцу московского модерна, о приключении которого уже многое рассказано в этом повествовании. После передвижки дом Сытина отреставрировали и передали «Известиям». На первом этаже открыли книжный магазин «Дружба». После перестройки здание могло похвастаться и далекими от книжного дела сообществами. В нем размещались совершенно «разнокалиберные» организации: от похоронного бюро до автомобильного салона.

В 1996 году на старом месте, где стояло здание издательства Сытина, построили торговый центр «Пирамида». Это решение москвичи критиковали и даже успели обозвать новый ТЦ «увеличенным дачным парником». ТЦ снесли в «ночь длинных ковшей» на 9 февраля 2016 года в рамках борьбы городских властей с самостроем на московских улицах.

 В 2017-2018 годах была проведена новая реставрация здания издательства Сытина авторским коллективом во главе с Алексеем Гинзбургом. Тогда были восстановлены все утраченные архитектурные элементы.

Вот такая история с удивительным домом. Ему определенно нужны новые интересные обитатели, как думаете?