Четыре забытые московские передвижки

Теперь уже никто и не догадывается, что эти здания когда-то были передвинуты и стоят на своих новых местах.

- Передвижка дома, мешающего строительству кузовного цеха завода имени КИМ.
- Передвижка цеха меховой фабрики при спрямлении Ярославского шоссе.
- Первая в Москве «подстройка» дома.
- Передвижка дома при строительстве дома Жолтовского.

С 1939 года и до начала Великой Отечественной войны передвижка зданий в Москве набрала обороты и производилась уже поточным методом. Произошло это во многом потому, что инженерам Треста по передвижке и разборке зданий удалось отработать технологию и сделать передвижку мероприятием недорогим и абсолютно безопасным. Теперь надо было совершенствовать организацию работ, чтобы довести затраты на передвижку до 30-35% от стоимости строительства нового здания. В планах Моссовета значилось порядка 150 зданий для перемещения. А вес некоторых зданий, планируемых к перемещению, достигал 50 000 тонн. Передвижки небольших домов уже воспринимались как что-то абсолютно обыденное, – как правило, о них уже не писали в газетах и не сообщали по радио. Да и сами инженеры стали воспринимать такие проекты совершенно буднично. В 1939 и 1940-м году в Москве перевезли четыре небольших здания, и эти передвижки, происходившие примерно в одно время с перемещением здания Моссовета, оказались в тени крупных проектов. Тем не менее эти четыре здания тоже заслуживают внимания.

Остаповское шоссе, д. 82, теперь — Волгоградский проспект, д. 32 корп. 2

В Москве на пересечении Московской Окружной железной дороги и Остаповского шоссе в 1930 году построили автозавод для сборки автомобилей «Форд». Тогда это был филиал Горьковского автозавода, у которого было лицензионное соглашение с компанией «Форд». На заводе организовали отверточную сборку знаменитых полуторок: сначала – Ford Model AA, а позже – ГАЗ-АА. В августе 1938 года было решено перепрофилировать завод под выпуск первого малолитражного отечественного легкового автомобиля. 10 января 1939 года вышло соответствующее постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома. Согласно этому документу, с 1 февраля завод был выведен из состава ГАЗ и стал самостоятельным предприятием — Московским автомобильным заводом имени Коммунистического Интернационала молодёжи (сокращенно Автомобильный завод имени КИМ).
Строительство новых цехов для производства малолитражек КИМ организовали стахановскими методами. Было поставлена цель – выпустить первые десять автомобилей к 22-й годовщине Великой Октябрьской революции. Перед строителями стояла задача построить цеха нового предприятия в течение такого короткого срока, в который еще не был построен ни один автозавод в мире.
Строительству протяженного кузовного цеха мешал трехэтажный жилой дом, построенный в 1934 году. Трест по передвижке и разборке зданий в мае 1939 года подключился к работе. Прямоугольное в плане, здание весом 2580 тонн передвинули под углом в 60° к продольной оси на 84,62 метра, переместив из глубины заводской территории на тогдашнюю красную линию (согласно генплану реконструкции Москвы) Остаповского шоссе. Здание поставили на катки и тянули электрическими лебедками по восьми двурельсовым накаточным путям. Интересно, что здание передвигали вперед широким фасадом, что является работой более сложной с инженерной точки зрения.

Инженер организовавший московские передвижки зданий — Эммануил Матвеевич Гендель писал в 1939 году: «Стахановские методы дали прекрасные результаты в работе нашего коллектива. Так, трехэтажный дом по Остаповскому шоссе был передвинут (включая все подготовительные работы) за 24 календарных дня. Стахановцы тт. Юртушкин, Гусев, Догадкин, Первушин, Саберзянов, Макаров и многие другие добились выполнения норм на 200-500%».
Вот так поставленная перед трестом задача была выполнена успешно и быстро. Ни до, ни после этой передвижки перемещение зданий вместе с подготовительными работами не происходило в такие рекордно короткие сроки.
Как известно, пробные автомобили КИМ не понравились на показе в Кремле Иосифу Виссарионовичу Сталину. После всех переделок серийный автомобиль КИМ-10-50 начали производить только в марте 1941 года. В войну завод выпускал реактивные снаряды для «Катюш», а после войны на территории открыли уже совсем новое предприятие – Московский завод малолитражных автомобилей, производивший легковые автомобили «москвич». Тогда в передвинутом здании обосновалось управление конструкторско-экспериментальных работ завода.
В нулевые здание было превращено в торговый центр. Сейчас в нем действуют кафе, гостиница, салон красоты, автосервис, минимаркет, парикмахерская и служба доставки. Конечно же там продают и шаурму. Вообще здание всем своим видом напоминает скорее азиатский рынок. Только из южного угла цоколя здания выглядывает одинокий рельс, и никому из прохожих невдомек, памятником каких рекордов человеческого труда и самоотдачи он является.

Ярославское шоссе, д. 72, нынешний адрес – улица Докукина, д. 10, стр. 17

Этого здания нет на многих картах, и оно является самым маленьким из всех передвинутых Трестом по передвижке и разборке зданий каменных городских домов. Столь небольшие здания инженерам треста приходилось передвигать в прошлом только в порядке экспериментов, в бытность ещё Конторы по передвижке зданий.
А дело, собственно, было так: один из цехов Ростокинского мехового комбината на момент передвижки был только год как построен, но из-за просчета оказался не на территории завода, а на Ярославском шоссе. В 1939 году Ярославское шоссе реконструировали – спрямили и упорядочили застройку. Во многом это было обусловлено строительством ВСХВ. Ярославское шоссе теперь рассматривалось как парадная дорога к всесоюзной выставке. Цель передвижки была придвинуть двухэтажный домик из серых шлакоблочных камней на общую территорию к остальным цехам меховой фабрики, чтобы застроить новую красную линию Ярославского шоссе жилыми кварталами.
Передвигали здание весом 990 тонн в два этапа – сначала по прямой на 45 метров под углом 27° к продольной оси, а потом следовал небольшой поворот на 6° на длине в 5 м. Эти маневры состоялись летом 1939 года. Событие не рассматривалось инженерами как что-то особенное, поэтому свидетельства этой передвижки найти сейчас уже практически невозможно.
Позже меховую фабрику переименовали в Московское производственное объединение «Труд». С развалом Советского Союза в 1990-е предприятие стало одним из лидеров отечественной меховой отрасли. Тогда же оно получило название «Русский мех». Со временем территорию меховой фабрики в Ростокино пришлось продать. В 2022 году территория предприятия была выкуплена группой компаний «КРОСТ», которое намерено снести не представляющие ценности старые производственные корпуса фабрики и построить на их месте новый ЖК. Судьба этого синего корпуса уже предопределена, и в ближайшее время его снесут. «КРОСТ» планирует возвести на площадке фабрики жилые башни высотой до 200 метров, всего более 332 500 м2. Часть квартир в новом комплексе будет предоставлена для нужд программы московской реновации.

Улица Чкалова, д.52, современный адрес – улица Земляной вал, д. 52, стр. 4

Купеческая усадьба Стужиных — Е.В. Рябовой выглядела как кирпичный дом с переменной этажностью в 2-3 этажа. Построенная в 1750-е годы, усадьба находилась на высоком холме недалеко от берега реки Яузы и выходила своим фасадом на Земляной вал. В 1939 году на этом было решено построить новый жилой дом, так как усадьба уже не вписывалась в общий ансамбль улицы. Но в то время в усадьбе располагались коммунальные квартиры, и ее снос означал, что жильцы останутся без крова над головой. Расселять их было накладно и некуда, поэтому было решено передвинуть дом вглубь квартала на 31,64 метра – сразу вместе с жильцами. Существовало и другое препятствие: как уже было сказано, дом находился на холме и весил 1240 тонн. «Не беда!» – решили инженеры Треста по передвижке и разборке зданий.
В октябре 1939 года здание усадьбы они передвинули, и уже позже внизу холма подстроили новый первый этаж. В дальнейшем технология «подстройки» была применена инженерами треста при передвижке Московской глазной больницы. С новым этажом усадьба стала теперь трехэтажной с полуподвалом. Дом передвигали на катках по рельсовым путям. Одновременно с работами по передвижке был построен новый сталинский десятиэтажный жилой дом – усадьба оказалась у него во дворе, где находится и по сей день. О былых приключениях напоминает только то, что сооружение находится теперь дальше от улицы, чем исторически принадлежащий ему флигель. В наше время здание имеет статус ценного градоформирующего объекта и служит офисом подразделению вневедомственной охраны.

Большая Калужская ул., д.49, сейчас: Ленинский проспект, д. 11, стр. 2

Похожая судьба в 1940 году постигла трехэтажное здание на современном Ленинском проспекте (в то время он назывался Большая Калужская улица). Правда, никакого холма тут не было.

Кирпичный трёхэтажный дом, мешающий строительству элитного восьмиэтажного дома Жолтовского, был передвинут вперед торцевой стеной. Он весил 1840 тонн, подвала не имел, в плане был в виде буквы «Г». Передвигали здание на катках по прямой на 20 метров под углом 18° к продольной оси вглубь квартала. Толкаемый тремя двадцатитонными электрическими домкратами, дом отправился в путь в 6 утра 7 августа вместе со своими жильцами, а в 15:30 того же дня передвижка была уже благополучно завершена.
Позже после реконструкции в 1960 году здание расселили, и там разместилось районное РЭУ. Сегодня небольшую постройку с офисами различных организаций можно отыскать за углом дома Жолтовского на Ленинском проспекте. Эта передвижка также особо нигде не освещалась, так как Тресту по передвижке и разборке зданий сразу после нее предстояло грандиозное движение домов на главной улице Горького, и это перемещение было воспринято как абсолютно рядовая, поточная работа, не заслуживающая внимания. В самом деле, подумаешь, эка невидаль!