Для чего это всё? или пролог
Автор сайта – реставратор, инженер по передвижке зданий Олег Евлашкин. С 1999 года началась моя практика по организации противоаварийных работ, в основном связанных с усилением фундаментов и конструкций здания. Если совсем коротко, то моя профессия – исключить возможное обрушение зданий и сооружений, исправить опасные деформации или предотвратить их появление. Подавляющее количество выполненных моими усилиями объектов – объекты культурного наследия.
В 2020 году после долгого забвения в нашей стране возобновили работы по передвижке зданий. Как инженер и как организатор я был привлечён к этим работам. В поисках решений по передвижке зданий приходилось прочёсывать источники по теме как в интернете, так и в библиотеках. Со временем, расширяя горизонт знаний, я осознал, что широко-освещаемая информация по теме наполнена мифами и очень часто не соответствует действительности. Например — иностранные источники не упоминают богатый отечественный опыт по передвижке зданий.
Причина создания сайта и написания статей об истории передвижки зданий – это желание самому разобраться в исторических коллизиях и будучи непосредственным участником правдиво описать происходящее в этой сфере в настоящее время.
Отечественная передвижка является сферой деятельности, вызывающей гордость. Достижения советских инженеров по-настоящему впечатляют. Большинство их наработок актуальны и применяются в наше время. А главное — продолжается развитие и накопление опыта, и передвижка не стоит на месте.
Содержание этого сайта — отечественная история и опыт передвижки зданий. Рассчитана информация на широкий круг читателей, интересующихся этой темой. Цель сайта – сделать так, чтобы читатель убедился, что передвижка целесообразна, актуальна, эффективна и помогает уберечь ценные городские здания от сноса.
Благодаря советским инженерам мы сегодня можем увидеть в Москве своими глазами Саввинское подворье, дом Гудовичей и много других замечательных зданий – объектов культурного наследия. Инженеры-передвижники спасли в своё время историческую сцену МХТ. Сейчас уже очевидно, что ценную городскую застройку лучше не трогать совсем. Но если судьба знания – только снос, то прекрасной альтернативой является именно передвижка.
Правда двигать всё подряд без разбора идея сама по себе ужасная. Радует, что не дошли у наших предшественников руки передвинуть здание ГМИИ имени А.С. Пушкина, в этом случае была бы уничтожена усадьба Голицыных, стоящая на пути планируемой передвижки. Но если бы передвижку продолжили практиковать после Великой Отечественной войны были бы спасены многие ценные здания, варварски снесённые при строительстве Нового Арбата. Всё это сохранилось в проектах передвижек предвоенных лет.
Несмотря на то, что передвижка изменяет историческую среду, всё же она позволяет зданию продолжить жить. В США, например, в настоящее время уже были случаи, когда новое здание сносили, и на его место возвращали опять-таки передвижкой, вынужденный подвинуться когда-то давно памятник истории. Наши историко-культурные памятники принадлежат не нам, а нашим внукам, и если продолжать мысль – внуки всегда имеют возможность передвинуть их обратно… ))
Не всё, что вы увидите здесь, я создавал в одиночку. Благодарю за помощь в написании текстов Александру Егорову из снежной Сибири, за красивые фото и видео оператора Яна Фадеева из солнечного Крыма. За работу над этим сайтом петербуржца Никиту Ярова.
Если у вас остались вопросы, вы можете связаться со мной, используя мессенджеры WhatsApp или Telegram. Также буду признателен за помощь в поиске информации о советских инженерах-передвижниках и их достижениях..