Передвижка во сне и наяву: дом на улице Серафимовича

Это достижение советских инженеров и строителей широко афишировалось в прессе, и оставило свой отпечаток в искусстве того времени.

Иногда, прогуливаясь около какого-нибудь дома, задумываешься, чем живет каждый из его обитателей, что занимает его мысли. И вот однажды на подобные размышления вас наводят окошки аккуратного пятиэтажного жилого здания, на которое вы набрели в окрестностях «Дома на набережной». Можно только фантазировать, что происходит в умах жильцов дома на Серафимовича, 5/16 сейчас, но легко предположить, что в один из вечеров много лет назад, все были озабочены только одним: «Съезжать или не съезжать?».

Дело в том, что это самое строение в 1937 году решили передвинуть. Только вообразите: живете вы себе спокойно, а тут к вам приходят и говорят, что будут вас с насиженного места куда-то перемещать прямо в родном доме, который вдруг стал помехой на пути к обновлению столицы. Страшно? Или страшно интересно?

А решение это было окончательным и бесповоротным, потому что уже запланировали строительство нового Каменного моста через реку Москву. Высокие подходы к нему должны будут располагаться как раз там, где стоит этот «Г»-образный домик. Реконструкция потребовалась в связи с открытием канала Москва-Волга (с 1947 года – канал имени Москвы). Он должен был повысить уровень воды в Москве-реке.

Перемещение дома 5/16 по улице Серафимовича берет на себя Трест по передвижке и разборке зданий во главе с инженером Эммануилом Матвеевичем Генделем, на счету которого было уже несколько успешных проектов. Как известно, передвижка гораздо дешевле, чем снос и новая постройка.

Дом оказывается сверхтяжелой весовой категории – 7,5 тысячи тонн, но руководитель Треста уже имел опыт работы и с более увесистой конструкцией, поэтому беспокоиться было не о чем. Тем более, что кирпичная кладка у дома надежная, в отличие от здания на Садовнической в противоположной части острова. Строение даже решили передвигать целиком, а не разрезать.

Подготовка к передвижке начинается еще зимой, а конец ей пророчат 1-ого мая, но, как обычно, работа сильно затягивается. Здание предстоит передвинуть на красную линию – новую границу улицы, которая утверждена Генпланом 1935 года. 74 метра по прямой и с уклоном в одну тысячную градусов – так выглядит путь в светлое будущее.

Все осложняется тем, что дом нужно поднять на значительную высоту, так как ожидается повышение отметки уровня тротуара опять же из-за канала Москва-Волга. Помимо этого, не хотят возиться с разработкой грунта под подвал, ведь здание намереваются передвигать вместе с ним. Жильцов решают не выселять – эвакуация стоит лишних денег.

Водопровод, газ, электричество, канализацию и телефонную связь оставляют на радость тем, кто согласился на перспективу двигаться вместе с домом. С ЖКХ помогает специальная группа по санитарно-техническим работам, которая заменяет жесткие трубы на гибкие шланги и удлиняет кабель.

Дом «срезают» с фундамента на уровне 1,5 метров от пола подземного пространства – в путешествие отправится только верхняя половина подвала. В образовавшиеся щели капитальных стен заводят рандбалки – они становятся опорой для дальнейшего подъема. На некоторых из них предстоит «катить» здание. В конечной точке «переброски» дома строят новый фундамент на железобетонных сваях.

В стенах подвала проделывают сквозные «окошки», куда устанавливают 92 мощнейших 200-тонных гидравлических домкрата усовершенствованного образца «Перпетуум». Это домкрат непрерывного действия. Его особенность – в дополнительной конструкции из четырех пружин. Она нужна для того, чтобы выходящий из гильзы домкрата шток втягивался обратно автоматически. «Перпетуум» идет вверх вместе с сооружением, на котором он закреплён. Благодаря такому механизму здание поднимают без установки второй группы домкратов и без устройства отдельных клеток из шпал с, так называемой, подклинкой – когда между домом и клетками забивают клинья. Обычно они необходимы для поддержания сооружения на время перекрепления домкратов.

В октябре здание при помощи новейшего на то время изобретения постепенно устремляется вверх и на 10-ый день останавливается на отметке 1 метр 87 сантиметров. В газете «Вечерняя Москва» публикуют коллаж из двух фотографий. На нижней запечатлены рабочие, которые, как кажется на первый взгляд, на своих собственных плечах, словно титаны, поднимают дом, а на верхней изображена семья товарища Мушенкова, сотрудника Аэрофлота. Он вместе с женой и детьми чинно завтракает. Хотя можно предположить, что бывалый летчик так же бы мирно трапезничал и рядом с извергающимся вулканом. Грунт на острове все-таки слаб, и это вызывает опасения. Многие жильцы решают, что если сейчас они не съехали, то на время самой передвижки точно поедут погостить хотя бы к своей тетке – очень уж давно она просила ее навестить.

А пока что нижнюю половину подвала засыпают щебнем, на него укладывают рельсы и шпалы. Из подъемных домкратов выпускают веретенное масло, и дом садится на пути, как неповоротливая старушка, которой помогают усесться в большие сани. 20 октября подготовительные работы были закончены.

Жильцам сообщают, что передвижка дома начнется через два дня, и его обитатели приступают к сборам. Но ситуация принимает неожиданный оборот: здание поехало тайно под покровом ночи. Сооружение двигают при помощи трех лебедок: две тянут, одна сматывает тросы.

Так как скорость движения составляла 6 м/ч, то за одну ночь удалось проехать 20 метров, и люди, проснувшись поутру, с удивлением обнаружили за окном другой вид. Этот обман позволил убедиться, что опасность им не угрожает, и можно спокойно присоединяться к странствию родных пенат.

Если вам тяжело представить, как это все происходило, то не беда. Эти сцены можно увидеть в фильме 1938 года под названием «Новая Москва» режиссера Александра Медведкина. Кино не документальное, зато эффектное. Оно стало частью агитационной программы по сталинской реконструкции столицы, поэтому что-то в нем преувеличено. Например, бешеная скорость, с которой меняется картинка за окном перед шокированными дамами. Правда, фильм получил резкие критические отзывы в газетах «Правда» и «Известия», и поэтому на больших экранах так и не появился.

Помимо киношников и журналистов из «Вечерней Москвы», «шагающий» дом привлекает внимание детской поэтессы Агнии Барто, живущей совсем рядом от этой передвижки – в Лаврушинском переулке. Агнии Львовне в то время 32 года, она воспитывает с мужем А. Щегляевым двух детей, выпускает сборники детских стихов и занимается общественной работой. Вдохновившись инженерными приключениями по соседству, она пишет своё знаменитое стихотворение «Дом переехал». Редкий случай в истории, когда поэт, воспевая достижения строителей и инженеров, становится популяризатором передвижки домов.

По сюжету рассказа бедный мальчик Сема только что вернулся из Артека и не может найти свой дом на старом месте. Это могло бы стать неплохим триллером. Но Сему в курс дела вводит милиционер, и все, конечно же, заканчивается благополучно:

«— Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.

Поищите за углом
И найдете этот дом».

В самом деле, дом на Серафимовича, 5/16 проезжает вглубь Лабазной улицы (ныне это северная часть Болотной площади) и, как на уроке физкультуры, вытягивается по стойке смирно на красной линии – сооружение становится выше на новом свайном фундаменте. Там-то и находит его артековец. Здание передвинули примерно за 3 дня (в художественном произведении – за 10).

Спустя много лет дом выглядит очень красиво и ухоженно. Жильцы до сих пор бережно хранят воспоминания своих родителей и дедов о столь памятном событии. Сооружение стало объектом историко-культурного наследия города. На карте оно значится как достопримечательность.

Здание расположено в прекрасном месте – в нескольких минутах от Кремля и в шаговой доступности к Третьяковской галерее и храму Христа Спасителя. Когда будете в тех краях огромного города, то обязательно найдите время полюбоваться на чудесную постройку. А если вам встретится мальчик Сема из Крыма, то подскажите ему дорогу домой.

Текст: Александра Егорова, Олег Евлашкин.