Пробная передвижка Метростроя под руководством Э.М.Генделя.
Фидерная подстанция.

Передвинутое здание, которого больше нет:
Здание МОГЭС на Большой Садовой

- Причины и необходимость передвижки здания
- Технические решения и инженерные подходы
- Ход передвижки и достигнутые результаты

Пока стоите в «пробке» неподалеку от памятника Маяковскому, обратите внимание на парковку рядом с отелем «Пекин». Да, ничего примечательного там нет, и вы с раздражением отворачиваетесь. Вот теперь сделайте глубокий вдох и на выдохе на минутку закройте глаза.

Представьте Москву начала 1930-ых годов: 2-ой Брестской улицы, что перпендикулярна Большой Садовой, не видно. На ее месте – плотно прижатые друг к другу дома. Это двор старого Театра Сатиры, который располагается через дорогу от современного.  Автомобильный затор рассосался. Памятник Маяковскому пропал. На улице рабочие устало бредут домой, чтобы похвастаться перед домашними очередным стахановским рекордом; мимо проходят школьники, обсуждая новый звуковой фильм «Летчики»; степенно вышагивают профессора с портфелями. Теперь вглядитесь в здания и, может быть, вам удастся увидеть принадлежащее МОГЭС (ныне «Мосэнерго») небольшое двухэтажное строение белого цвета из тонких железобетонных плит по адресу Большая Садовая, 29. О нем-то и будет наша история.

Все началось с активного строительства первого в СССР метрополитена, открытие которого состоялось в мае 1935 года, когда пустили 9 поездов по 13 станциям. Но это была только «проба пера»: уже вовсю шла подготовка, так называемой, второй очереди подземного транспорта. Все газеты только об этом и писали. 

В сентябре руководство метро сообщает о необходимости расчистить проезд со 2-Брестского (тогда еще) тупика на Большую Садовую улицу. Дело в том, что здесь строится станция «Площадь Маяковского», и движение автотранспорта в этом районе становится чрезвычайно оживленным, так как из шахт приходится вывозить много грунта. Как следствие, образуется большая «пробка». Кроме того, Моссовет принимает решение перестроить трамвайный маршрут: с участка Площадь Маяковского-Белорусский вокзал увести пути на еще не продленную параллельную 2-ую Брестскую улицу. Метрострою был также выгоден этот план, чтобы задействовать грузовые трамваи на строительстве метрополитена.

Все дома, что были на пути, пошли под снос, но МОГЭС отстаивает свою районную трансформаторную станцию: ее решили… просто передвинуть! В последние 30 лет передвижкой в молодой стране советов никто не занимался. Ранее в 1934 году в УССР в городе Макеевке перенесли почту, однако опыт оказался крайне неудачным – здание сильно повредилось. Но кто не рискует, тот не пьет шампанское!

Кому вверяют передвигать фидерную подстанцию? Конечно, строителям метро – ведь это все понадобилось им. К счастью, у них была отточена техника подъема зданий, а для передвижки это важнейший этап работы. Когда прокладывали подземную трассу на Краснопрудной улице (ближайшая к станциям «Комсомольская» и «Красносельская»), некоторые дома приподнимали и закладывали под них фундамент. В процессе производили монтаж рандбалок – горизонтальных железобетонных или стальных конструкции, которые поддерживают форму здания. Идею взяли у США, ее эффективность подтвердилась: например, осадка становилась равномернее, скорость операций увеличивалась. Метод зарекомендует себя и в работах с подстанцией МОГЭС.

Коллектив Метростроя, занимающийся подводкой фундамента, – всего 14 человек – во главе с Эммануилом Матвеевичем Ге́нделем благородно берет на себя ответственность за бесперебойную подачу электричества в районе Большой Садовой. Да-да, эксплуатацию здания прерывать не собираются!

В ноябре начинается бурная деятельность. Долгое время занимает подготовка к «переезду». Она проводится в две стадии: подъем дома и установку его на рельсы. Метрострой показывает мастер-класс: сначала у домика весом 320 тонн выбивают фундамент, затем под капитальные стены заводят рандбалки и 12 гидравлических домкратов. После этого здание приподнимают на 80 сантиметров, укладывают брусчатый настил, к низу приделывают металлическую раму и поперек приваривают 9 металлических балок. Под здание устанавливают «клетку» из деревянных бревен, на них кладут 10 рельсов в косом направлении, так как планируется двигать сооружение по диагонали. Все идет хорошо.

Можно переходить к следующему этапу: спуску на катки (трубы с толстыми стенками). Инженер Ге́ндель в интервью газете «Вечерняя Москва» признается, что это самая сложная часть задания. 

Подстанция медленно опускается, но вот один из гидравлических домкратов внезапно заедает. Поднимается паника. Это серьезная угроза того, что здание может перекоситься, и тогда никуда оно не поедет. Общими усилиями бригады удается все уладить, и фидерная подстанция, как перышко, опускается на рельсы. Основное дело выполнено! Теперь худшее позади?

К будке «привязывают» 4 металлических каната и подготавливают 4 ручные лебедки, чтобы ее тянуть. 

30 ноября 1935 года Парк культуры и отдыха имени Горького открывает зимний сезон – москвичи встают на лед. Вот и фидерная подстанция со скоростью 6 км/ч радостно «прокатилась» на 12 метров и в конце сделала изящный разворот на 10 градусов. К счастью, обошлось без «травм».

Проект, составленный Э.М. Генделем, был осуществлен за 33 дня при работе в две смены, из них примерно 3 дня – этап «с лебедками».  «К 3-ем часам дня передвижка здания была закончена» – сообщил редакции «Вечерней Москвы» Эммануил Матвеевич 2 декабря. Это победное известие передали в редакцию газеты по телефону № Д 1-36-69 прямо из трансформаторной станции, функционирование которой так и не прекращалось. 

После этого грандиозного события Моссовет в 1936 году решил организовать Контору (впоследствии Трест) по передвижке и разборке зданий. Он сыграл важную роль в реализации Генерального плана реконструкции Москвы 1935-1941 годов, ведь одним из его пунктов было расширение городских улиц. Многие дома не разрушали, а бережно передвигали с одного места на другое. Популярность метода во многом объясняется тем, что он даже дешевле, чем примитивный слом.

А сейчас потихоньку откройте глаза. Вы снова в 20-ых годах 21 века. Фидерной подстанции нет, сейчас это только часть городской истории для тех, кто знает. Будка должна была стоять на парковке аккурат напротив входа с красной вывеской «Москомархитектура». Не хватает памятной таблички с надписью: «Здесь стояло первое успешно передвинутое здание в СССР». Она подчеркнула бы значимость Комитета по архитектуре и градостроительству. А пока тренируем воображение и ориентацию в пространстве, что тоже неплохо. Теперь вам есть чем себя развлечь, стоя в «пробке».

Текст: Александра Егорова